Истоки создания изделий из лоскутов следует искать, очевидно, на Востоке. В Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия в этой технике старше 3000 лет. Это древнейшие из сохранившихся образцов лоскутных изделий. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных в XI в.
Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Многочисленные находки свидетельствуют, что эта техника шитья практиковалась в различных уголках мира. У нас в стране наиболее ранние образцы находили на Алтае, в районе поселка Пузырык.
Покрывала из лоскутов родились от нищеты. Именно бедность вынуждала женщин на Руси из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
Лоскутная техника занимала важное место и в истории Американской культуры. Особенно давние традиции сохранились у североамериканцев. Жены первых американских переселенцев также использовали для лоскутных покрывал свои запасы из распоротых старых платьев и прочей одежды. На протяжении многих поколений у женщин Нового Света было принято шить для своей семьи квилты (стеганные лоскутные изделия).
В Германии квилты долго не приживались. Известно, однако, что уже в XIII веке существовала стежка в одежде, прежде всего это делалось для уплотнения материала и для термоизоляции. В XVIII веке появились так называемые гобелены, в которых прослеживаются отличительные признаки классического лоскутного покрывала. Религиозная тематика этих работ указывает на то, что они создавались в монастырях, сиротских приютах, в госпиталях. Вероятно, в изготовлении одного ковра принимало участие несколько мастеров.
Наступило время, когда экономическое положение в странах улучшилось, и женщины могли докупать для этого новую материю.
Это было началом великой собирательной страсти, которая и поныне не утратила своей магии.
Как художественное ремесло техника лоскутных изделий развилась во многих странах лишь в последние десятилетия. Особую роль здесь сыграло появление обществ, клубов, гильдий "Пэчворк" со все возрастающим числом поклонников, которые существенно содействовали распространению этой техники ( в США, например, квилтингом увлекается свыше 16 млн. человек).
В рамках наших выставок мы решили организовать курсы лоскутной техники. На курсах Вас познакомят с основами, которые помогут в дальнейшем овладеть искусством пэчворка. Обычно, шкафы и сундуки рукодельниц, работающих с лоскутами, наполнены "сокровищами" из разных тканей. Подбирать из этих запасов разные лоскутки, комбинируя друг с другом однотонные, узорчатые, клетчатые и полосатые обрезки - истинное удовольствие. Покрывала из лоскутов как книги с картинками или поэтические альбомы -многие вшитые лоскутки навевают милые сердцу воспоминания.
Вас научат правильно выбрать ткань и умело ее подготовить. Для достижения особых эффектов необходимы знания о свойствах тканей, о цвете и его воздействии. Цвет обогащает нашу жизнь, оказывая эмоциональное воздействие на человека, цвет помогает проникнуть в мир окружающих его вещей. Чем осознаннее мы воспринимаем цвет и его роль, тем увлекательнее и интереснее решение наших лоскутных изделий.
Существует ряд простых правил, помогающих рукодельнице в создании проекта квилта. Преподаватель обратит Ваше внимание на некоторые приемы, заметно облегчающие работу. Например, индейцы Флориды, разработали совершенно новый вид лоскутной техники. Они рвали ткани на полосы, соединяли их заново, полученные полоски опять разрезали на части и заново сшивали их, в
результате получались лоскутные полотенца с рафинированным узором, из которых шились затем специальные наряды.
В последние годы многие мастерицы пэчворка обратились к этой традиционной, технике, поскольку она проста и не требует много времени. Эта техника называется "Из отдельных полос".
Существует множество других методов, техник, узоров, с которыми Вы сможете познакомиться на курсах.
Научитесь делать настенное панно, настольную дорожку, лоскутное одеяло или покрывало, кухонные принадлежности, аксессуары для вашей одежды и т.д.
Лоскутное шитье стало настолько популярным во всем мире, что и в нашей стране стали пользоваться терминами на английском языке: "quilt" означает стежка, "patchwork" - изделие из лоскутов (patch - заплатка или кусочек материала, лоскута, пятно неправильной формы, work - работа).
"Scrap" - в лоскутном рукоделии означает обрезки часто используемой ткани.
В нашей стране лоскутная техника - особая. Дело в том, что одно одеяло состоит примерно из 2000 квадратиков ситца (в каждой работе бывает до 65 видов неповторяющегося рисунка ткани). И даже не в том, что сшиваются они не блоками, как у западных мастеров, а по отдельности, лоскуток к лоскутку. А в том, что сама ткань диктует, правит бал. Нигде нет такой насыщенности, такого разнотравья в рисунке, как в наших трехгорских и ивановских ситцах. Художники никогда заранее не знают, как сойдутся на одном поле и заговорят между собой совершенно разные расцветки. А приложишь друг к другу красное и розовое, да еще с зеленым и голубым внутри - и выходит - будто они созданы, чтобы быть рядом. Ведь и на лесной поляне уживаются вместе цветы и травы сотен оттенков и форм. Да и что такое русское лоскутное одеяло, как не кусочек короткого северного лета посреди долгой зимы? Чем оно быстрее, тем в доме уютнее и теплее.
Со временем меняется не только вид, но и назначение лоскутных покрывал. Если раньше они использовались только как покрывала для кровати, теперь их вешают и как декоративное панно на стену.
Узоры становятся более сложными, цветистыми. Некоторые мотивы производят загадочное, причудливое впечатление, другие, наоборот, абстрактны и асимметричны.
Необычные стеганные покрывала нередко появляются и как результат оригинальных технологий, разработанных художницами по текстилю. Свободная игра с материалом, цветом и формой будет и дальше вдохновлять всех тех, кто однажды испытал себя в ней, и радость творчества уже не оставит их.